Версия для слабовидящих

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики.

  1.                Влияние двигательной активности на речь ребенка.

Далеко не все знают, как двигательная активность влияет на речь ребенка. Между тем многими исследователями установлено, что в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

 

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

 

  1.  Особенности применения здорвьесберегающих технологий на занятиях в ДОУ

На каждом занятии с ребенком мы выполняем игру, или упражнение, или задание, направленное на развитие движений пальцев рук. Упражнения проводятся на материале различных лексических тем, по закреплению звукопроизношении и обучению грамоте. В работе используются различные по фактуре материалы (это бумага, картон, пластилин, камушки, спички, орехи, шнурки, прищепки, копейки, счетные палочки, нитки, вода, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии, мозаика, пазлы, карандаши, мячики, бусинки и т.д.)

В процессе коррекционно-воспитательного процесса логопедического направления использую следующие здоровьесберегающие технологии:

  1.  Артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
  • (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

 Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

 Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

Целью является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

 Развитие общей моторики.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

 Развитие мелкой моторики.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

 Самомассаж.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Много времени уделяем играм с мозаикой (составление слогов, слов, предложений), используем настольную и напольную мозаику; пальчиковым играм с пластилином. Играем с бумагой: складывание бумаги, скатывание в шарик, выкладывание букв. Также не забываем применять действия с нитками, крупой: пересыпание, разбор видов крупы, выкладывание из крупы изображений; водой, песком; с пуговицами: застегивание, расстегивание, выкладывание.

 

 

Администраторы сайта

Руководители

Воспитатели

Педагоги

24.11.2013